Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

СТАРОРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ  /  ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

 

КОЛОДАРЪ:        БЕРЕЗЕНЬ    -    ЦВЕТЕНЬ    -    ТРАВЕНЬ    -    КРЕСЕНЬ    -    ЛИПЕНЬ       -    ЖНИВЕНЬ  

                           ВЕРЕСЕНЬ    -    ЛИСТОПАД    -    ГРУДЕНЬ    -    СТУДЕНЬ    -    ПРОСИНЬ    -    ВЬЮЖЕНЬ 

 

Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно!

 

 

КОЛЯДА  (РОЖДЕСТВО ХОРСА)

24-25 декабря   

____________________________________________________________________

 

РОЖДЕСТВО СОЛНЕЧНОГО СВЕТА (ХОРСА)

Сегодня день торжества света над тьмой, всего доброго и чистого над порочным и лживым, ибо сегодня народилось "новое, молодое" Солнце-Хорс.

Хорс (Хорус, Хорст, Хруст, Корс, Крест) - первая ипостась Дажьбога (поэтому день иногда именуют "Рождеством Дажьбога"), зимнее, холодное солнце, которое ярко светит да не греет, ибо оно ещё не набрало своей силы и не пылает жаром. Он владыка белого желтого солнечного света, небесное всезнающее, всеведающее, всеблагое око. Он противостоит хаосу, тьме и небытию.

Свое имя ХорСимвол Рождества Хорса - прямой крест. Общий символ - Посолонь.с (Хърсъ) получил от древнерусского  «хоро», «коро», "коло" что значит «круг», ибо сегодня и начинается новое солнечное коло.

В иранском языке имя Хорс звучит как hvarə xšaētəm, на староперсидском (пехлеви) - xvaršêt, на новоперсидском - xuršēt‎ «сияющее солнце», на осетинском - хур «солнце», но данная этимология не лишена фонетических трудностей, хотя при этом и ссылаются на переход š→s в осетинском языке.

Нет никакого сомнения в том, что имя «Хорс» (в записи без огласовок ХРС) является прототипом имени «Христос» (в записи без огласовок ХРСТС – солнцеподобный). Вероятно, что по этой причине христианские церковники и Рождество Христа стали отмечать в день Рождества Хорса. Сочетание Хорс-Христос можно видеть и в древнерусском тексте "Беседы трёх святителей": "Два ангела громная есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина" (здесь жидовин - это еврей, иудей).

Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

Животный символ Хорса - Белый конь. Хаягрива (санскр. , буквально «лошадиная шея»; т. ж. Хайягрива) — персонаж индуистской мифологии (в современном индуизме обычно как воплощение Вишну) и буддийской образной системы (как «гневное божество-защитник Учения», дхармапала), также обнаруживается в древнем джайнизме. В архаичных статуях индуизма представлен с человеческим телом и головой лошади, в буддизме небольшая голова лошади (или три головы) изображаются над человеческим лицом (лицами). В иудаизме "хорс" - это лошадь. Всё это отголоски арийских учений, которые наши далёкие предки разнесли по миру.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы и хороводы,  а также катания на тройках, запряженных белыми лошадьми.

Во время почитания Хорса ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья - «хорошуль» - круглый ритуальный пирог-курник.

 __________________________________________________________

 

КОЛЯДА  - это продолжение "Щедровника", поэтому как и накануне славится Овсень и Лада.

Первые семь вечеров Колядок – светлые, отданные на пир «светлых» богов. Последующие семь – «страшные», ибо это время пированья «темных» богов.

Каждый Колядочный день богам приносятся соответствующие Требы.

Когда-то Коляду воспринимали не просто  как ряженый карнавал. Коляда была сродни божеству. Коляду кликали, зазывали. В её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года.

Во время Коляды дети ранее собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.

___________________________________________________________/p>

Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными.

Перед празднеством Коляды жрец или волхв воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком./p>

Затем начинается обряд поминовения усопших, то есть обращение к памяти умерших ради будущего. Именно поэтому обязательным блюдом этого дня является кутья (пресная ячменная каша), которая подаётся во время торжественной поминальной трапезы.

Помянув предков начинаются игрища.

В течении дня обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».

На святки ранее пекли из теста обрядовую пищу, символизирующую плодородие и изобилие: печенье из теста в виде свиней, "коровьи" булочки (короваи и рогалики) и "бараньи головы" (баранки). Нередко одаривали друг друга и выпечнными «козулями» (солёным печеньем). 

______________________________________________________

 

КОЛЯДОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Приходи, Коляда!

Появляются колядовщики и поют песню:

Мы ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Словени, по Руси,
По полям да по лесам, по долам да по горам,
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!

Впереди идет козовод, ведёт “козу” (ряженого, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытную жизнь в будущем году.

Колядовщики:

Пришла Коляда из Новгорода
На вороном конёчке, в малёванном возочке.

“Вороной конёчек” — длинная зимняя ночь, “малёванный возочек” — солнечные лучи, возможно северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.

Козовод:

Ну-ка, девчонки, ну-ка, мальчонки!
Вставайте в ряду, я козу веду!

Впереди идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Блин да лепёшка в заднее окошко!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.

Когда “коза“ проходит меж рядами, её гладят по шерсти “на счастье” (“счастье” — соучастие в разделе добычи ). За “козой” идет её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:

Ой, пляшу, пляшу для дорогого —
Может, даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра!
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку!
Если не богатый, выгони из хаты —
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.

“Звери” подпевают:

Наша коза, стара дереза,
С Киева шла, всю Русь обошла.

Коза:

Коза-дереза, большие глаза,
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!
Ножками затопчу, хвостиком замету,
Тут тебе смерть! Тут тебе смерть!

Хор:

Не ходи, коза, во темны леса.
Там, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.

У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют: “Гой, Колядо!”

Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.

Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает.

Хор:

Вот коза упала, хвост свой задрала.
Нужно козе три куска сала!

Кот:

Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.
Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье.

Козовод:

Одари, государь, колядовщиков!
Наша коляда ни рупь, ни полтина.
Наша коляда всего пол-алтына!
Коляда пришла, вам здоровья принесла.Ой, Коляда, Коляда!
Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
Да хозяину сотню лет прожить,
А хозяюшке многоздравьице,
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям
Девяносто быков, полтораста коров,
Надели вас бог житьем и бытьём,
И житьем, и бытьём, и богачеством!

Хор:

Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!

Коза встаёт, пляшет и поёт:

Твои волы, мои волы, гей-гей!
А впереди медведи, гей-гей!
А вдогон им две вороны, гей-гей!
В колеснице две синицы, гей-гей!

Козовод:

Слушай, коза, где трубы ревут.
Где трубы ревут, там блины пекут.
Где блины пекут, там и нам дадут!
Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает.

Хор:

Хозяин идёт, пожиток несёт!
Первый пожиток — мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток — мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички.
Третий пожиток — решето овса, решето овса, сверху колбаса.
Будьте здоровы! Весёлых свят! С праздником, хозяева!

 

Кот:

Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!

Козовод:

Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.

Хозяин:

Нету сала, мышь украла!

Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать.

Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра — жмурки (“слепой козёл”). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде “красный петушок по жердочке бежит” и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. 

______________________________________________________

Святки включали в себя и такую форму праздничных увеселений, как ряжение. Эта народная традиция находит свое продолжение в маскарадах и карнавалах как видах современного праздничного представления. 

 


 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz