|
|
ОБРЯДЫ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА
|
Забота о ребёнке начиналась задолго до его появления. Испокон веку славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в том числе и сверхъестественных. Так, если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы "сила" мужа охраняла, оберегала жену.
|
В последний же месяц перед родами ей не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дому, чтобы Домовой и священный Огонь очага всегда могли прийти ей на помощь: жуткие истории рассказывались о злых колдунах, способных своим волшебством похитить дитя прямо из материнского чрева или подменить его детёнышем ведьмы – злобным уродцем… Одним словом, о наступившей беременности и тем более о сроке родов посторонним совсем незачем было знать.
Зато сама женщина, ждущая ребёнка, считалась любимицей Богов, способной приносить счастье. Её охотно приглашали в сады угоститься яблоками: если беременная отведает плода с молодой яблони, впервые принесшей урожай, эта яблоня весь свой век будет обильно плодоносить…
Но вот наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Понятно, что такому опасному делу незачем было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. Да и у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. А чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе же раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Надо думать, психологически это помогало.
Роженица, невольно "отворяющая дверь" в иной мир, у многих народов из-за этого считалась "нечистой". Уже говорилось, что в современном восприятии это слово неточно, ибо речь идёт не о чём-то нехорошем, а только о повышенной уязвимости для злых сил, всегда ждущих случая наделать людям беды. Находиться рядом с роженицей было просто "опасно". Во все времена перед другими людьми, перед любящим мужем был выбор – помогать женщине или думать только о себе. И конечно, во все времена находились такие, чей выбор был благороден. О них сохранилось немало рассказов.
У славян эпоху строгого уединения роженицы хронисты уже не застали. Здесь будущей матери обычно помогала немолодая женщина, опытная в подобных делах. Непременным условием было, чтобы она сама имела здоровых детей, желательно – мальчишек. Кроме того, при родах нередко присутствовал… муж. Теперь этот обычай возвращается к нам в качестве эксперимента, заимствованного за границей. Между тем древние (и даже не столь древние) славяне не видели ничего необычного в том, чтобы рядом со страдающей, испуганной женщиной был сильный, надёжный, любимый и любящий человек.
Бытовал у наших предков и обычай, сходный с так называемой кувадой народов Океании: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем? Смысл кувады обширен, но, помимо прочего, исследователи пишут: тем самым муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!
И вот дитя благополучно родилось. Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. "Привязать" – по-древнерусски "повить"; вот откуда "повитухи", "повивальные бабки".
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери – материнская. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами, которым опять же можно посвятить отдельную книгу. Присмотримся лишь к одному.
В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя.
Между тем обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов. В частности, так поступали скандинавы в эпоху викингов. Очень долгое время это объяснялось влиянием христианства. Однако потом сходные обычаи были зафиксированы у народов, никогда даже не слышавших о христианстве! В чём же тут дело?
Учёные видят здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека… Космосу. Да-да, ни больше ни меньше. Как это делалось? Отец – глава семьи – торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему – на долгую жизнь!), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша "представляли" всем Божествам Вселенной, всем её стихиям, отдавая под их покровительство. Вот тебе и "варварские", "примитивные" культы, "мрак язычества". Нет "примитивных" народов, эпох, культур и религий, у каждой своя мудрость и красота. Примитивными бываем мы сами в нашей собственной лени и невежестве, в нашем нежелании что-либо знать.
статья взята из книги М.Семёновой "Мы славяне!" Источник
_______________________________________________________
ВСТРЕЧА НОВОРОЖДЁННОГО
|
У Славяно-Ариев встреча новорожденных сопровождается особыми обрядами и обычаями. С рождением ребёнка прибавляется в семье новая жизнь, которую олицетворяют зажжённые свечи из белого воска в знак чистоты.
Новорожденного мальчика заворачивают в отцовскую рубах,у а девочку – в материнскую, и кладут на пороге, означающем грани двух миров, своего и иного. Домовладыке-отцу предоставляется право либо поднять его, то есть признать, либо отвергнуть.
|
В «Книге драгоценных сокровищ» утверждается, что когда притягивалась душа с качествами витязя и рождался сын, то отец брал обнажённый меч, клал его перед новорожденным и говорил: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь то, что приобретёшь себе этим мечом». Когда же притягивалась душа с качествами веси, то ребёнка брали на руки, клали на землю (если ожидался пахарь), или напорог (если ожидался купец), или на очаг (если родилась девица), затем поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Гости приносили подарки: зерно, тмин, соль, позднее – деньги, при этом кумовья играли в обрядах важную роль.
До того, как кто-либо из чужих людей прикасался к новорожденному (что запрещается в течение 10 дней после рождения, ибо в это время женщина считается слабой и неспособной защитить своё дитя), проводится обряд, способствующий развитию ума, разума и интеллекта ребёнка, его Клубьего и Колобьего тел. Отец, взяв на руки ребёнка и встав лицом на восток, смотря на восходящее солнце, три раза поёт праславление Прародителю.
После этого отец безымянным пальцем правой руки с какой-либо золотой посуды даёт ребёнку попробовать мёд, топлёное сливочное масло, разваренное зерно – рис или ячмень, и позволяет лизнуть золото, увеличивая этим жизненную силу ребёнка. При этом он ему шепчет на правое ухо: «Я даю тебе знание мёда, масла и зерна, рождённое светлым Велесом. Пусть тебе вложит разум Велес Бог, пусть вложит разум Матерь Сва, пусть разум вложат Светлые Боги. Живи здоровым в этом мире целый век, охраняемый богами».
Ведические Писания говорят: «При рождении ребёнка боги и предки приходят, чтобы присутствовать на торжестве в доме дважды рождённого. Поэтому этот день праздничный и важный. В этот день следует дарить золото, землю, коров, лошадей, коз, гирлянды, постели и т.п.». Согласно Вьясе, заслуги от милостыни, даваемой в день рождения сына, вечны («Вира митродая», 1, с. 199).
Обряд наречения имени проводился после окончания срока родильной слабости – поры особой опасности для ребёнка со стороны злых духов и колдунов: обычно он совершался на 10-й или 12-й день после рождения. Согласно учению звездочтения, этот обряд может быть отложен, если происходит какое-нибудь необычное природное явление или он неуместен с культурной точки зрения: «Если происходит переход Солнца из одного созвездия в другое, или затмение, или совершается обряд поминания усопших предков, церемония наречения имени не может быть благоприятной» («Вира митродая», 1, .с234).
Подготавливаясь к обряду, моют и очищают дом, мать совершает омовение, ребёнка купают. Затем мать укрывает ребёнка чистой тканью и, смочив его голову водой, передаёт отцу. После этого проводится обряд почитания Прародителя, Его пяти стихий и других божеств. По окончании обряда отец наклоняется к правому уху ребёнка и, касаясь его
своим дыханием, обращается к нему: «О, дитя! Ты, поклоняющийся Роду, родился в таком-то месяце под таким-то сочетанием светил, поэтому твоё духовное имя... И твоё мирское имя ...». После этого ребёнок как бы приветствует всех, и ведун благословляет его, называя по имени и говоря: «Живи долго, прекрасное дитя!».
Торжество заканчивается угощением священнослужителей, собравшихся родственников и друзей.
Даваемое ребёнку имя должно соответствовать уровню его духовного развития, проявляющемуся в цвете (варне) его биополя - Жар-Тела. Если ребёнок обладает качествами перенесения сознания в своё Дивье тело, то он считается дважды рождённым (по плоти и духу), и ему дают имя, состоящее из двух корней; если же он не имеет таких качеств, то имя имеет один корень; а если он обладает низкими, животными качествами, то ему вместо имени дают прозвище – кличку.
Если у ребёнка варна свещеннослужителя, то его имя должно состоять из слов, означающих благость, славу или радость; если у него варна воина, то его имя должно содержать в себе слова, означающие защиту, оборону или порядок; у ремесленников (весей) имя должно означать богатство,созидание или сохранение; а у слуг(смердов) – труд и услужение.
Мальчикам предписывается давать имя, состоящее из чётного количества слогов, а девочкам – из нечётного. «Ману» даёт дополнительные предписания об имени девочки: «Оно должно быть легко произносимым, нестрашным, имеющим ясный смысл, приятным, благоприятствующим, оканчивающимся на долгий гласный и содержащим благословение». Ей не следует давать имя неуклюжее и обозначающее «созвездие, дерево, реку, птицу, слугу, страх» (III, 9).
Ману (первопредок) не советует жениться на девушке, имя которой образовано от этих предметов.
Судя по письменным источникам, детей у Славяно-Ариев нарекали по желанию отца или матери. Обязательно принимали участие в обряде волхвы, но присутствовали и посторонние люди, что отмечено в Лаврентьевской летописи.
_______________________________________________________
СЛАВЯНСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ
|
Когда дитя благополучно родилось то начиналась большая серия ритуалов призванных защитить ребенка от злых духов, приобщить к природе и отдать под ее покровительство нового человека, чтобы ему сопутствовала удача в делах и жизни.
|
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери – материнская. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами, которым опять же можно посвятить отдельную книгу. Присмотримся лишь к одному – это обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать), который отмечен у самых разных народов. В частности, так поступали скандинавы в эпоху викингов. Очень долгое время это объяснялось влиянием христианства. Однако потом сходные обычаи были зафиксированы у народов, никогда даже не слышавших о христианстве!
|
|