Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

 

Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно!

 

 

ОБРЯД ПОХОРОН  "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ" 

 

 

Традиционные русские похороны (погребение) содержат в себе огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважениям и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть, обеспечить его возрождение (воскрешение) уже в новой жизни. И все эти обряды, частью сохранившиеся и до наших дней, имеют языческое происхождение.

 

Уходя из этого мира, человек прощался со всеми природными стихиями, к коим он приобщался при Рождении своём. Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле и кланялся на все четыре стороны: "Мать-Сыра-Земля, прости и прими! И ты, вольный Свет-Батюшка, прости, коли обидел..." Потом ложился в святом углу, и сыновья разбирали над ним крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а тако же, чтобы не вздумала задержаться в доме, беспокоить живых. Издавна, да и сейчас, считается что душа полностью уходит в мир иной лишь на 40-ой день после смерти человека, кроме того её следует поминать на 3, 9 и 40-ой день после похорон.

 

Смерть обозначает переход человека в другой мир (Навь), где человек продолжает жить, невидимо для живых людей. Поэтому при погребении старались обеспечить покойника всем необходимым для будущей жизнии загробной: как известно, древние народы клали в могилу еду, деньги, одежду, украшения и оружие, а также всевозможные предметы быта, включая посуду. Погребальный обряд призван облегчить усопшему путь в мир мёртвых и помочь его близким преодолеть горечь тяжёлой утраты.

 

Множество народных суеверий связано с тем, что если не обеспечить достойный уход души из мира Яви в Навь, то душа умершего может остаться на Земле, и тогда она будет продолжать свою "жизнь" здесь, но уже в другой форме, о чём широко повествует нам славянская мифология и мифология других народов мира. Неусопшая душа, которая не смогла найти путь на "тот свет" является в мире Яви в виде привидений, "заложенных покойников" (вурдалаки, упыри, зомби, "живые мертвецы" и т.п.) и прочей нечисти и "аномальных явлений". Не найти дорогу в Навь из этого мира, в особенности рискуют умершие "не своей" (неестественной) смертью (все самоубийцы, и в особенности "утопленники", поскольку считается что их забирает в свой мир Водяной и Русалки). Для того, чтобы дать такой душе покой проводят специальные обряды: ныне это христианское отпевание (отчитка), в старину - особые заклинаний и заговоры, которые читали Волхвы. В могилы "заложенных покойников" вбивали осиновые колы, клали серебряные монеты, разбрасывали рядом с ними чеснок и т.п.

 

Похоронный обряд состоял из "очищения" усопшего, подготовки его к похоронам и поминовения. Чтобы покойный не причинял в дальнейшем зла близким (в особенности, если на кого-то он держал обиду), его старались расположить к себе: на могиле оставляли поминальные блины, пироги, яйца, квас и медовуху.

 

Во время поминок, ставших частью обрядового ритуала, на столе ставили отдельные кухонные приборы и тарелку, на которую клали кусочек хлеба или блин, ставили чашку кваса или медовухи. Когда в первый раз после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли для него особый веник и чистое бельё. После распространения христианства на Руси в день похорон стали выставлять на окно миску с водой и вешать чистое полотенце, чтобы душа могла умыться и утереться перед дальней дорогой.

 

В древние времена царили порой жестокие нравы и обычаи: когда умирал мужчина, не успевший жениться и состоящий в отношениях, нередко с ним в могилу шла девушка - "посмертная жена". Зачастую на такую смерть с любимым мужем девушки шли добровольно (ибо жили только ради них, ради любви и хотели умереть с ними в один день - не правда ли знакомые слова для искренне любящих?), вызывая зависть подруг и предвкушающие будущее блаженство на "седьмом небе" (в Ирии, Раю) со своим супругом.

 

Традиционный древний славянский похоронный (погребальный) обряд называется "Звёздный Мост", тако же "Калинов Мост" - мост между миром живых и миром мёртвых, иначе говоря - мост между Явью и Навью, пройдя через который душа человека попадает на "тот свет". В сказаниях славянских народов упоминается чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных, честных и справедливых людей.

 

 

Пояснение: Самые яркие звезды нашей Галактики находятся в ее диске. Наше Солнце расположено тоже почти что в диске Галактики, поэтому остальные звезды кажутся нам размытыми в диффузную полосу, пересекающую ночное небо. На сегодняшней панораме изображена южная часть Млечного Пути. Фотография сделана с выдержкой 40 минут в Австралии. Цвета на фотографии специально усилены. На фотографии видно огромное количество ярких звезд, темных пылевых дорожек, красных эмиссионных и голубых отражательных туманностей, а так же звездных скоплений. Кроме всего этого видимого, астрономы еще предполагают наличие еще большего количества невидимой темной материи

 

Сей мост видим мы на небе нашем в ясные ночи, ныне же называется он Млечным Путём. Праведники (люди, жившие по Прави, Пра-Ведам, Заветам Богов) без труда проходят по нему и попадают во Ирий Светлый. Обманщики, мерзавцы, насильники и убийцы , злые и завистливые люди проваливаются со звёздного моста вниз - во мрак и ледяной холод Нижнего Мира Нави. Тем же, кто натворил в этой жизни и много добра и много зла предлагается пройти испытания, впрочем для каждого они свои, потому не будем писать об этом.

 

Калинов мост в русских былинах соединяет берега речки Смородина (Смрадная, Кровавая, Огненная) . Название моста не имеет ничего общего с ягодой калиной. На древнерусском языке слово "калина" означает раскалённое состояние металла. Очевидно всему виной речка Смородина, иначе называемая Огненной. Сама огненная река напоминает чем-то Ад, а сам мост через Огненную реку - "суд Божий", на котором взвешиваются все дела человеческие и решается куда он попадёт: перейдёт ли через мост во Ирий (Рай), или провалиться в Ад (возникают интересные ассоциации, потому как черти и другая нечисть "проваливаются под Землю", и называются падшими, а также навьими).

 

Мост, являющийся границей, последним рубежом, перед царством мёртвых (царством Морены), охраняется Трёхглавым Змеем (Чудо-Юдо). Именно здесь герои (витязи и богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в образе различных змеев). В древности, фраза "Перейти Калинов мост" - означала смерть, а фраза "Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту" - означала любить. Иногда же "переход по Калиновому мосту" означал лишь расставание с молодостью.

 

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом Мосту происходит единоборство героя со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести: русскую народную сказку "Бой на Калиновом мосту" (иначе "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"), где трое Иванов (Иван-Царевич, Иван-Попович и Иван - крестьянский сын) бьются на Калиновом Мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями); русскую народную сказку "Иван-Быкович" (иначе "Иван - коровий сын"), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же; сказку Алексея Толстого "Топор", в которой главный герой (Топор) - образ тёмной силы, порождение Нави, пытается проникнуть в Явь, но Калинов Мост - образ светлой силы, ему противостоит.

 

Во время похоронного обряда, процессия под причитания плакальщиц, должна перейти символический "Калинов Мост", тем самым проводить душу покойного на рубеж миров (Яви и Нави), после чего тело умершего клали на погребальную краду ("Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику"). Крада - погребальный костёр у славян (Славянское слово "крада" означает жертвенный огонь).

 

Костёр выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека или выше. Домовина (гроб) делается в виде ладьи, лодки, причём нос "ладьи" ставят на закат Солнца. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. Покойник должен лежать ногами на запад. Краду поджигает старейшина, либо Волхв (Жрец), оголившись по пояс и стоя спиной к краде.

 

После того как огонь разгорится читается погребальная молитва. По окончании молитвы все замокают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге. После чего на месте крады возводят большой могильный холм, где остаётся прах покойного. На этом холме следует оставлять зажжённые свечи и погребальную обрядовую страву (блины, кашу, яйца, хлеб, квас и медовуху). В старину некоторые славянские племена собирали кости покойника после сожжения и клали их в глиняный горшок и ставили в маленькой погребальной избушке "на курьих ножках", на пути из селения к закату Солнца. Обычай ставить избушки "на курьих ножках" над могилой сохранялся в Калужской области вплоть до 30-х годов XX века. Следует отметить тако же, что все присутствующие на обряде должны быть в белой похоронной одежде или с белыми похоронными накидками. В знак скорби девушки и женщины покрывают голову белым покрывалом.

 

Древние славяне вообще относились к похоронным обрядам и почитанию умерших по-особенному, так, например у наших предков существовал обычай посреди морозной зимы возжигать громадные костры из соломы, "чтобы умершие на том свете не мёрзли". Существовали тако же седмицы поминовения предков, в которые люди приходили на могилы усопших, вспоминали их и воздавали им почести.

 

Кроме того, у наших предков не считалось нормой долго скорбить и оплакивать ушедших в мир иной, дабы не накликать беду и не навредить усопшим на "том свете". Следует сказать больше, в древности (а у некоторых народов и по сей день) к похоронам относились вовсе не как к траурному и печальному событию, напротив же это был весёлый праздник, ибо родные и близкие усопшего радовались тому, что умерший возродиться в новом мире и уже там будет продолжать свою жизнь, ибо, в конце концов, все мы имеем жизнь вечную, а смерть - лишь переход в другие формы жизни и миры. Если же долго скорбить и причитать об умершем, то душа его видя страдания оплакивающих его может вернуться в дом к скорбящим и натворить немало бед.

 

Христианский похоронный обряд впитал в себя многие элементы языческих погребальных ритуалов, которые направлены на отведение от живых смерти. Так, в дом, где находится усопший завешивают зеркала (окна в загробный мир). Усопшего всегда выносят из дома вперёд ногами, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не нашёл дороги домой. С этой же целью перед возвращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым.

 

Обязательным элементом славянского похоронного ритуала являются причитания или причеты, которыми сопровождалось каждое обрядовое действо. В причитаниях выражалась не только горечь утраты близкого человека, но содержалась и похвала покойному. Нередко причет превращался в развёрнутое повествование, рассказывающее о жизни покойного. Одновременно у него спрашивали совета, как дальше жить и что делать. Иногда причет принимал своеобразную форму "диалога с покойным". В конце причета покойника просили поскорее вернуться на Землю, чтобы он помог живым в их деятельности. Причитания исполнялись, как правило, специально приглашёнными плакальщицами. Особенно широко в народных русских причитаниях использовалась символика, связанная с миром птиц: вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевшей после смерти хозяина, дом - с опустевшим гнездом. Кроме того, считалось, что именно птица приносит родным весть с "того света":

 

Вот придёт-то лето тёплое,
Закукует в бору кукушечка,
А я выйду, горька горюшечка,
На прекрасное керылечко
Загорюю я, сироточка,
Заболит моё сердечушко.


 

Власть всегда относилась к причитаниям отрицательно, видя в них явную связь с язычеством. В 1551 году постановлением Стоглавого Собора было запрещено причитать на похоронах. В 1715 году запрет был повторён в указе императора Петра I. Но, не смотря на это, причитания продолжали исполнять, и они просуществовали от древних языческих времён до наших дней

 

Даже христианский обычай "поминок" берёт своё начало с древних языческих времён, когда на могиле устраивали поминальное угощение и пир - тризну. Еду и питие на кладбищах также оставляли и оставляют не просто так, а затем чтобы души умерших, слетевшихся незримо или в образе птиц могли угоститься. Согласно народным верованиям, птицы считаются душами умерших людей. Существует народная примета, согласно которой, если птица влетает в дом, то это не к добру... а вдруг вернулась с того света чья-то душа и хочет "позвать" за собой кого-то из домашних?

Источник

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz