Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

 

Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно!

 

 

СВАТОВСТВО

 

 

Предсвадебный цикл обрядов у восточных славян начинался со сватовства. В старину ходили сватать обычно близкие родственники жениха. Разговор заводился издалека, в иносказательной форме - об охоте на куницу или о купле продаже телки. Родители невесты обычно с ответом не спешили. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов.

 

В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватамам, а сваты в ответ закрывали дверь спиной. Считалось, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж.

 

Для того чтобы сватовство прошло успешно, было принято выполнять ряд обрядовых действий и предосторожностей, связанных главным образом с древней верой в приметы. Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашло отражение и в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, в том числе сватовство, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы сватовство, как и денъ свадьбы, не приходилось на 13-е число. В то же время такие нечетные числа, как 3, 5, 7, 9 в сватовстве и в свадьбе играли определенную обрядовую роль, считаясь счастливыми. Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (повидимому, во избежание сглаза). После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле.

 

В народе верили и в некоторые другие приметы. Например, тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Подойдя к дому, он сначала незаметно прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь. Получив приглашение войти в дом, входил, крестился на образа и только после этого приступал к разговору. Примечательно и то, что пришедшие со сватовством во время разговора старались незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола, за которым обычно велась беседа. Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, сохраняя, однако, по традиционному обычаю молчание и переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Соблюдался и обряд испытания невесты. Иногда мать жениха спрашивала: "А ловка ли девка?" Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол. В быту кустарей (вышивальщиц, кружевниц, вязальщиц, портних и т. п.) испытание невесты имело иной характер. Так, если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.

 

На смотринах сохранялся и другой традиционный обычай, по которому жених и его родители обязательно выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. После этого мать невесты подносила жениху стакан "медового питья". Если он выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.

 

При помолвке (заручении) снова повторяется рассказ об охотниках и кунице, а также завязывание полотенец, после чего сваты вручают в качестве выкупа бутылку водки или небольшие подарки. Затем жениха и невесту благословляют хлебом и сажают их на посад, т.е. на почетное место в переднем углу, где расстелена меховая шуба. С этого момента начинается участие в обряде свадебного хора, исполняющего свадебные песни. После заручин жених уже открыто посещает невесту, мать сама стелит им постель.

 

В дворянских семьях смотрины происходили без каких-либо обрядовых действий. По этому поводу в доме невесты, как правило, устраивался званый обед. На нем присутствовали родители жениха и невесты, а также крестный отец жениха или его дядя. Если между семьями существовали давние дружеские связи, то приглашались и остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха. У всех социально - сословных групп, в том числе и у дворянства, смотрины по традиции завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны. Этот обряд совершался без каких-либо посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие продолжать начатое дело, после чего договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

 

Сговор или помолвка являлся самым важным предсвадебным обрядом. Процедура сговора зависела от положения семьи. В дворянских кругах по этому случаю в доме невесты давали бал с угощением. Приглашения в виде специальных билетов рассылались от лица старших членов ее семьи. Кроме родственников и друзей дома на сговор обязательно приглашали почтенных и влиятельных представителей городского общества. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке. Затем все присутствующие поочередно подходили к ним с официальными поздравлениями. По окончании поздравительной церемонии жених и невеста открывали бал вальсом. Как и в других сословиях граждан, в этот день жених дарил невесте кольцо с каким-либо драгоценным камнем.  

 

В купеческой и зажиточной мещанской среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях жениха и невесту благословлял, как правило, священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого, деньги передавал отец невесты отцу жениха сразу же после благословения.

 

У жителей городских окраин и деревень на сговоре обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью. После этого отец жениха и отец невесты поочередно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело.

 

Иногда обряд сговора проходил по более полной программе. Гости требовали привести невесту, которая по распространенному обычаю находилась в другой комнате или соседнем доме и оплакивала свое девичество. Иногда вместо невесты приводили другую девушку, закрытую покрывалом, сваты обнаруживали обман и требовали привести настоящую невесту. Родители невесты спрашивали ее согласия на брак. Получив положительный ответ, ставили молодых людей на одну половицу и связывали подпояской. Затем на стол клали хлеб-соль, образ, зажигали свечи и молились. Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около ее дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана (сговорена), и называла при этом имя своего жениха. Объявление о помолвке встречалось подругами хлопаньем в ладоши и ударами в медный таз.

 

После сватовства устраивался "пропой" или "сговор", где собиралась ближайшая родня жениха и невесты и решались хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака. Обычно сначала родственники жениха угощали родню невесты привезенным с собой обедом. Потом со столов убиралось женихово угощение, стол накрывала невестина родня, и усаживала родственников жениха. Во многих русских и украинских селениях после "пропоя", родственники невесты ходили к жениху осматривать его хозяйство; это называлось "дворогляденье". Вечером вся молодежь улицы собиралась у выгона, где парни и девушки играли в "догонялки" ("горелки"), а жених угощал всю молодежь пряниками (обязательно медовыми), которые в особых формах пекла его мать. Заканчивалось веселье катанием на лошадях, украшенных бубенцами. Таким образом, помолвка приобретала общественную огласку. Жених и невеста, кроме родительского благословения, получали общественное одобрение своего брака. После помолвки отказаться от брака не могла ни одна из сторон.

 

Общераспространенной в городской среде была традиция завершать сговор, так же как сватовство и смотрины, хождением "круг стола". В обрядовом хождении на сговоре обнаруживается более широкий круг действующих лиц, чем на смотринах. Кроме родителей невесты и жениха, в обряде обязательно участвовали их восприемники, то есть крестные отцы и крестные матери. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте "божьего милосердия" - тех икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона "родительского благословения". В обряде божьего милосердия, кроме невесты и ее родителей, принимали участие крестная мать и крестный отец, которые также благословляли ее иконой. В современной свадьбе иногда сохраняется сватовство, которому предшествует договоренность молодых людей между собой и с родителями. Оно включает лишь некоторые элементы традиционных досвадебных актов (договор о количестве гостей и сумме расходов на угощение, примерное меню, иногда и количество даров со стороны невесты) и сохраняет функцию знакомства и сближения будущих родственников.

 

Источник

 

 

 

ДАЛЬ В. И. Пословицы русского народа 

СВАТОВСТВО

 

Люди женятся, а у нас глаза светятся.

Выбирай не невесту, а сваху.

Сваха ходит собачьей тропой. Сваха лукавая, змея семиглавая.

Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.

Сватают, так и хвастают. Сватать, так хвастать.

Сват с правдой не ездит. Никому против свахи не у хвастать.

Никто против свахи не соврет.

Одна только сваха за чужую душу божится.

Люди хвастают — не перелезешь; сват схвастает — на коне не перескочишь.

Посвататься, как дровней попросить (легко).

В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах.

Было бы хожено да лажено, а там хоть черт родись.

Свата (Сваху) не берут из того дома, где жених, а из-под другой крыши (нижег.).

Не давай коня в соху, не пускай жену в свахи.

Сватовство — душегубство. Сваха чужие грехи на душу принимает.

Выходя на сватовство, связывают вместе кочергу и помело (курск.).

Входя в избу к невесте, сват берется рукой за голбец (за столб печной, под полатями).

Пришли с добрым (за добрым) делом (сватать).

Не сидеть пришли, а с добрым словом.

Пришли в гости, не гостить, а пир подымать.

У вас товар, а у нас купец (жених).

На ваш товарец мы заморского купца найдем.

На товар нележалый купец неженатый.

Отдай за куницу (т. е. замест) красну девицу.

Бог вас спасет, что и нас из людей не выкинули (первый ответ родителей невесты свату; нижег.).

Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим (отказ).

Молода: хлебом-солью отца-мать не объела.

Рано, девка-то молода еще: не из кута, в кут глядит.

У нас товар не продажный, не поспел.

Не по купцу товар. Не по товару купец.

Хлеб-соль берем, а запорученье на суд добрым людям отдаем.

Просим не прогневаться; ищите лучше нас.

Не рука вам товар наш, по себе найдете.

Не порогом мы поперек вас стали: есть лучше нас.

Свату либо спасибо, либо — вот так, да вот эдак.

Сходились — не бранились; дай бог разойтись, не браниться (говор. свату).

Сват, так сват; а не сват — ин добрый человек (т. е. не отдадите, так и не гневайтесь).

Люб, так сват; не люб — добрый человек.

Свату первая чарка и первая палка.

Сват свату холодный друг. Сват свату на пору друг.

Не за отца отдать, а за молодца.

Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).

Не женись для тещи, не выдавай для свекра.

Хочу вскочу, не хочу не вскочу (от обычая Тамб. губер. приглашать невесту вскочить в юбку, поневу, которую носят одни замужние).

Сидеть маком (красоваться в девках).

Станешь гадать, как девку отдать (как придется девку отдавать).

Был бы купец, а товар есть.

Дочь из нашего послушания не выходит (согласны отдать).

Воля батюшкина, нега матушкина (говорит невеста).

Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда (говор. родители невесты).

Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем (согласие на отдачу).

Хлеб-соль примаем, а вас под образа сажаем.

От добрых людей хлеб-соль примаем, а молодца на придачу.

Против божьей воли, против добрых людей не спорщики.

Рука дороже подноса (говор. сват, когда невеста потчует).

Купец здесь, а чего купить пришли, еще не видали (вызов невесты).

Купец здесь, а товара не видно. Надо красный товар налицо.

Заглазного купца кнутом бьют: просим товар лицом показать.

Наше смотрите и свое покажите. Не смотренье, гляденье.

Просим наших детей посмотреть и своих показать.

Выдь на крыльцо, покажи свое белое лицо.

Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).

Суженого примите, а ряженую подайте.

Невеста не то, что бы в окошко подать, а хоть кому угодно на ладонке поднести.

Моя девка умнешенька, прядет тонешенько, точёт чистешенько, белит белешенько.

Квашня плоха, да притвор-то гож (если невеста не в мать, а в отца).

Жениху да невесте сто лет, да вместе.

Ваш товар нам люб; люб ли вам наш? (говор. сват отцу невесты).

В нашем жите хорош росток (о женихе).

И в нашей пшенице нет торицы (о невесте).

Не спорьте о приданом, после прибавим.

Посоветуемся с родными, дайте подумать (желанный ответ свахе).

Престнями переменяться, золотой чарой переливаться.

Быть на винной чарке, на первых сидинах (на смотринах).

Батюшка, пей, да дочери не пропей!

Заливать невесту (окончательно просватать).

Пропитая — залитая.

Переломить пирог (просватать девку рукобитьем; сват переносит пирог трижды через руки отцов, ломает и дает им по куску. Яросл.).

Как под крестом (под благословением), так и под венцом.

Свет моя руса коса, моя девья краса (плачет невеста, хотя и желает выйти замуж).

Или я вам не слуга была, или не работница?

Аль я сосновый пол протоптала, дубовы лавки просидела?

Не давай мое бело рукодсльице чужим людям на поруганьице.

День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).

Не плачет за столом, наплачется за столбом (невеста на девичнике должна плакать).

Не навоешься за столом, так наревешься за столбом.

У хорошей невесты по семи подруг (по обычаю в Курск.).

Кто на невесту шьет, помолодеет.

Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж).

Жених невесту покрытую узнает (на девичнике).

Жених пожимает невесте ноги и руки, чтоб она была кротка.

Шляпу на колке забыл (кричат вслед жениху, призывая его по уходе гостей проститься с невестой).

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz