Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

СТАРОРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ  /  ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

 

КОЛОДАРЪ:        БЕРЕЗЕНЬ    -    ЦВЕТЕНЬ    -    ТРАВЕНЬ    -    КРЕСЕНЬ    -    ЛИПЕНЬ       -    ЖНИВЕНЬ  

                           ВЕРЕСЕНЬ    -    ЛИСТОПАД    -    ГРУДЕНЬ    -    СТУДЕНЬ    -    ПРОСИНЬ    -    ВЬЮЖЕНЬ 

 

Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно!

 

 

КОМОЕДИЦА  (МАСЛЕНА СЕДЬМИЦА)

21-27 марта   

____________________________________________________________________

 

После дня весеннего равноденствия, когда Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой, русский народ отмечает Великий Праздник НОВОЛЕТИЯ.

 

Название "Новолетие" имеет два определения. Первое - потому что наступает время нового природного РОДа. Второе - древняя светорусская легенда, согласно которой род светорусов образовался во время периода Ярилы-Солнца. Потому и почитается он Дидом светоросов. Потому и род ранее носил его имя - йарый (ярыи-арии-арьяны). Потому и Рождество Ярилы - есть Рождество Нового Лета - Новолетие.

Наступление Весны-Костромы это и Праздник Богородицы Лады. Ибо Весна - это время подвластных ей Любви и Лада. В свою очередь Лада, являясь Матерью Солнца дало современное название праздника - Масленица. И хотя некоторые трактуют сие название от слова "масло" - это не так, ибо масло и жирной пищи в иные праздники едают и поболее чем по весне.

 

Будучи Великим Праздником, Масленица именуется также - Весёлой, Широкой, Честной, Обжорной и т.п. Среди великих языческих славянских праздников, Масленица - первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового действа.

 

Спектральный цветовой фон Солнца на период весеннего равноденствия - красный. Поэтому правомочно и ещё одно название праздника - Красногор.

 

Вчера день был равен ночи, но с сего дня дневной свет начнёт прибывать, а ночь убавляться. Оттого и называется сей день ещё и как Светобор.

 

С приходом Весны в своей берлоге пробуждается после долгой зимней спячки Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса -  Медведь. Мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами в этот день определили и ещё одно название праздника - Комоедица (-ы). Комы - есть суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. В некоторых регионах и самого медведя в этот день величают комом, ибо он в это время похож на ком весенней грязи.

- КомУ дадим первый блинок?

- Как комУ?  - кОму!

- КомУ дадим вешний медок?

- Как комУ? - кОму!

- КомУ дадим сыра кусок?

- Как комУ? - КОму!

________________________________________________

Комоедица-Масленица - один из четырёх важнейших праздников Кологода. Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входит в Силу после зимы, а души предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей ПриРОДы.

 

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.

 

Жрецы возжигают Огонь, славя богов и предков, и весь славянский РОД. Приносятся общая и частные требы.

 

Начинаются славления Солнца-Ярилы и Весны-Костромы - Заклички. Девушки призывают Весну, встречают её на опушке леса и приводят к людям. Все начинают чествовать «Весну», а Весна обходит всех с поцелуем. С этого времени она в центре Праздника.

 

Чтобы помочь Свету одолеть Тьму (стать сопричастным к временной смене День-Ночь), а Весне одолеть Зиму – устраиваются различные игрища-противоборства.

 

Городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.

 

Крепость. Девушки (олицетворяющие Силу Зимы) находятся внутри крепости, а парни (олицетворяющие Силы Весны) – снаружи. По сигналу начинается штурм. «Зима» забрасывает штурмующих снежками и снегом, отпихивает их от крепости и всячески мешает их штурму. Задача «Сил Весны» - полностью разрушить зимнюю крепость. В конце-концов Весна побеждает Зиму и девушки оказываются в сугробах снега.

 

После штурма крепости начинаются остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком...

 

Масленичный столб является земным воплощением столба небесного, "мирового дерева", на котором находится Ирий, и попасть туда не просто.

 

После игр начинают угощать друг друга блинами. С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. А потому первый блин  жертвуется комам (медведям), его относят в чащу.  Сей поход называется обрядом «Побудки».

 

Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). "Медведь" не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню:

 

"Скрипи, нога, скрипи, липовая!

И вода-то спит, и земля-то спит,

И по сёлам спят, по деревням спят.

Одна баба не спит, да на шкуре сидит,

Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит,

Мою кожу сушит."

 

Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой. Девушка откупается комом.

 

Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным ("настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. "Ком" тоже иносказательное имя: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Исконное же имя, возможно, содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда и берендеи.

 

Торжественно везут к капищу на соломенной "кобыле" куклу Весны-Костромы  (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги и величают богиню:

 

"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешиться.

Масленица - красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,

Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".

 

Весна оттого и именуется Костромой, что начинается с того момента как её зажгут и она тем самым определит начало костровых посиделок. Кострома - КОСТРа МАть.

 

И вот уже Кострому со всеми почестями водружают на праздничную краду и торжественно зажигают - "Ура! Пришла Весна-Кострома и народился Ярило-Солнце!" Вокруг солнечной Костромы начинаются хороводы посолонь (по Солнцу, по часовой стрелке):

 

"Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...

И сыр, и творог, всё летело под порог!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..."

"Приходи, Весна-Красна! Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой, с цветами, с травой!"

 

Когда чучело Костромы сгорит - начинаются прыжки через прогорающий костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Есть поверье - если споткнёшся перед масленицным костром - быть беде в первой половине наступившего года, после костра - во второй.  если упадёшь в костёр - жди крупной беды. Ну а коли перепрыгнул без потыканий - год будет удачным.

 

После костра обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, Весну-Кострому и Ладу, и начинается пир.

 

Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок."

 

При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой". Прощание заканчивалось поцелуем и дружескими объятиями.

 

Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:

 

"И Сварог Небесный промолвит:

Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!

Там увидишь ты деда и бабу.

О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!

До сего дня лили слёзы они,

А теперь они могут возрадоваться

О твоей вечной жизни до конца веков!"

 

Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленицы плавающая дата.

 

 

 


Создать бесплатный сайт с uCoz