Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ
ВСТРЕЧА ЗИМЫ. КОРАЧУН.      21 декабря - 1 стуженя  

____________________________________________________________

ЗИМА (Снегура) - для одних красавица это злая женщина (вспомните Снежную Королеву), для других - юная, прекрасная и добрая Снегурка.

В ноябре, проезжая на лошади по горам и долам в белоснежной душегрейке, она дышит на все встречное таким ледяным дыханием, что все, даже нечисть и духи тьмы, стараются укрыться подальше от краснощекой-белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями даже кровь в жилах. Но полная её власть приходит в декабре, когда Осень уступает ей празды правления.

Встречают Зиму 21 декабря:

В полдень на главную площадь или улицу селения выходят и стар и млад. Посреди площади (улицы) стоит рыжая лошадь, запряжённая в телегу. В телеге восседает пожилая женщина - это Осень, которая отбывает в дальние края. Жители несут ей часть собранного по осени урожая и просят в будущем году вернуться к ним со столь-же щедрыми дарами.

Собрав в дорогу угощения, Осень-Усыня тихо выезжает из селения. Как только она скрывается из виду в селение влетает резвая тройка белых коней, запряжённых в сани. Управляет тройкой красавица Зима! Люди встречают её ликованием и вкусными угощениями, дабы Зима не сердилась на них и не вредила в период своего правления.

Рядом с Зимой восседает её главный помощник - ЗЮЗЯ - управитель снегом и морозом,старик с белыми, точно снег волосами и с длинной седой бородой. В руках он носит железную булаву (иногда это резной посох), которой стучит по дорогам и рекам и сковывает их морозными оковами. Зимой большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит и в деревни, предвещая жесткую стужу.

Именно древне-русский Зюзя стал позже именоваться Морозом-Трескуном, Мороком, а сегодня просто Дедом Морозом.

 

Из саней выскакивают помощники Зимы - метели, вьюги, поземки-поползухи и ветра-ветровичи. Каждый из них тоже желает угоститься и пригубить в копании людей медовухи! Когда пир заканчивается, веселье перемещается на высокие горки или берега рек. 

_____________________________________

Дети Зимы (рождённые зимой):

Даже если внешне они эмоционально холодны, на глубоком дне души у каждого из них лежит большое горячее солнце, согревая своего хозяина и его окружающих внутренним теплом.

Человек Зимы часто сознательно становится борцом против мирового зла. За человеком-Зимой стоит светлая сила, непостижимая даже для него самого, и она влияет на события его жизни. Все, что с ним происходит, – не случайно.

Дети Зимы – азартные спортсмены и любопытные исследователи. Они очень интересуются фантастикой, необычными явлениями природы, параллельными мирами, жизнью звезд и планет. Им приятно смотреть в звездное небо, разгадывая загадки мирозданья, стараясь во всем докопаться до истины, первопричины. Зима много читает, и окружающие пользуются ею как «ходячей энциклопедией». Иногда кажется, что на Человека-Зиму не найдешь управы, он не подчиняется общим законам, имея собственные. На самом деле нравственность Зимы высока, а помыслы чисты.

То, что выходит за рамки общественных норм, попадает в ведение более глубокой, религиозной морали. В поисках духовного Зима отталкивается от материального и ничему не верит без явных доказательств.

У детей Зимы крепкое здоровье, если они закаляются и занимаются собой. Основу жизни человек-Зима видит в битве полярных сил, что рождает своеобразное «черно-белое» мировоззрение.

О своей миссии – быть на стороне Добра – люди Зимы не забывают, и это не дает им расслабиться. И не надо расслабляться. Именно за это о них говорят: «Мир не без добрых людей».

____________________________________________________________

Не смотря на возраст, каждый человек сегодня должен скатиться с горы и поднявшись наверх обратиться к Солнцу: "Как я скатился вниз и поднялся вверх, так и ты осилишь День-Корачуна и, поднявшись, вновь согреешь землю-матушку!"

КОРАЧУН (Карачун, Керечун, Коротун) - древнерусское название самого короткого дня в году,  который приходится на 21 декабря.

Корачун - это также и название сильного мороза, а иногда этим именем называют и Чернобога.

У некоторых славянских племён Корачун - это злой дух, божество смерти, подземный бог повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Корачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки.

В русском и белорусском языках слово карачун до сих пор употребляется для обозначения внезапной смерти, смерти в молодом возрасте, предсмертных судорог, а также злого духа, черта, демона, сокращающего жизнь. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун».

С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Общим элементом всех этих значений надо признать значение «переворот, поворот, резкое и значимое изменение состояния» , представленное в названиях дней зимнего и летнего солнцеворота, являющихся границей зимы и лета; в обозначениях смерти и пограничного состояния между жизнью и смертью (агонии); в названиях нечистой силы, вызывающей смерть, особенно преждевременную. С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Обрядовое и магическое значение имеет рождественский хлеб — крачун, известный на Карпатах (у украинцев, поляков, словаков и мораван). Крачун считался символом семейного богатства.

Хозяйка пекла его в вывернутом кожухе и в рукавицах (укр.), в середину хлеба клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, втыкали стебель овса или пихтовую веточку, ставили баночку меда и освященной воды, обвязывали Карачун жгутом льна или конопли, чтобы все это уродилось и было благополучно. В Словакии Карачун делили на каждого члена семьи, давали скоту ради здоровья и плодовитости, а остаток клали перед дверью хлева ради охраны от ведьмы. Кусок Карачуна и все «испеченное» в нем сохраняли как лекарство, оберег и сильные магические предметы. С Карачуном гадали, катая его по полу: если он перевернется на верхнюю корку, это означало несчастье в скотоводстве или смерть кого-нибудь из членов семьи. Гадали также по форме, которую Карачун примет в печи (укр.).

Ночь на Корачуна благоприятна для зачатия здоровых, талантливых детей.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz