Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

 

Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно!

 

 

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

 

 

Поистине, свадьба - есть наиславнейшая треба РОДу, творимая во черёд свой каждым из РОДу Русского, из Племени Славянского, иже душою и телом во Здравии пребывает. Поистине, Славянину жену не взять - равно, что жене славянской детей не рожать - равно, что дело Предков своих не продолжать - равно, что к Богам РОДным хулу обращать и волю их не исполнять. Обратное же творить - равно, что зёрна в пашню ронить - по Прави по Божской жить - Долг РОДовой исполнять - Вервь Отцов продлевать. Ибо долг каждого человека на Земле - сохранить и продолжить РОД свой, долг каждого Русича и Славянина - продолжать РОД Русский и Славянский. Цепь поколений должна продолжаться и быть неразрывной.

 

Свадьба, наряду с рождением, введением в РОД (возрастным посвящением) и погребением, испокон веков почиталась Предками нашими важнейшим событием жизненного Коло (круга, цикла) человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, но общеродовых празднеств. Ибо, поистине, действо сие есть не токмо личное дело молодых да ближайших сородичей их, но всего РОДа Земного (сородичей), РОДа Небесного (Предков), да самого РОДа Всевышнего величайшее деяние - Справное РОДово Единение, Воли РОДовой претворение, да Исто РОДово прославление.

 

Свадьбы обычно играются осенью (после того как весь урожай уже собран, но ещё не наступили холода), либо зимой (на Святках), и, конечно же, весной - на Красную Горку. Одни полагают, что предпочтительнее играть свадьбы именно осенью: до прихода времени, когда замыкается Сварга, а Светлые Боги "уходят" из Яви в Светлый Ирий (Рай) до будущей весны. Другие считают, что негоже играть свадьбы во время, когда солнечная сила идёт на убыль в мире Яви, и потому отдают предпочтение поре Зимних Велесовых Святок, следующих сразу за Колядой - временем рождения Солнца Нового Кологода, когда солнечная сила вновь начинает возрастать. Что же касается весны, то о сию пору (во время, когда все прошлогодние запасы от урожая уже подходят к концу, а впереди - ждёт жаркая посевная) свадьбы играются реже, хотя в некоторых деревнях до сих пор сохранился обычай чествовать молодых, сыгравших свадьбу прошлой осенью либо зимой, с приходом новой весны: после Масленицы.

 

Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) и обручение, а также, бывают, ещё и иные действа, например, умыкание (кража) невесты (как правило, по взаимному согласию).

 

«Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены».

 

В последнем случае жених платит отцу невесты вено (выкуп). За день-другой до свадьбы печётся особый обрядный коровай со знаками плодородия и пирог с курятиной - курник, олицетворяющие собой счастливую жизнь, достаток в семье и доме.

 

Жених же посылает в дом невесты живого петуха.

 

Накануне самого свадебного действа в доме невесты непременно устраивается девишник, во время коего девушки-поневестицы оплакивают молодую как "умирающую", ибо ей предстоит "умереть" девой-невестой во своём Роду - дабы возродиться в мужнином Роду. При сём - расплетают молодой косу и вынимают из её волос ленту, именуемую "волей", коя затем отдаётся младшей сестре либо незамужней подруге невесты. Затем молодую ведут в заранее истопленную баню "смывать волю". В качестве оберега перед молодой несут веник, убранный лентами. Перед тем как войти в баню, его бросают перед собой, а затем, смотря по тому, как он лёг, гадают о грядущем замужестве. После бани молодой расчёсывают волосы, но в косу уже не заплетают. Под венец молодая идёт с распущенными волосами, кои лишь затем заплетаются в две косы и убираются под головной убор, како деется всеми замужними женщинами.

 

В эту же пору в доме жениха устраивается молодешник, во время коего молодой в окружении своих друзей и родственников прощается со своей холостой жизнью. По окончании девишника и молодешника молодые начинают пост (отказываются от еды и пития), который длится до самого свадебного пира. Постясь, они обращаются к РОДным Богам и Предкам, принося им требы и испрашивая покровительства в грядущей совместной жизни.

 

Перед свадьбой молодые - подобны новорождённым младенцам, ещё не прошедшим обряда имянаречения, ибо в это время, как никогда уязвимы и открыты для всех посторонних воздействий, как благим, так и дурным. Многие обереги, творимые как самим молодыми, так и сородичами их, деются в их помощь, но, поистине, лучшими оберегами от всякой порчи и сглаза являются чистота их Сердец и та истинная Любовь, что соединяет их незримыми узами

 

Само свадебное действие начинается, как правило, после полудня, не раньше. Жених с дружками отправляется к дому невесты - кликать молодую. При сём сам жених хранит молчание, не ест, не пьёт и не ведёт остальных за собой, но лишь следует за ними, ведомый главным дружкой (другом) - "воеводой".

 

Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать.

 

Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, платит обрядный выкуп. Всё это делается с песнями, прибаутками и весельем. Над женихом  непременно стараются подшутить, например, вывести ему подменную невесту (зачастую - бородатого мужика, укутанного в женский платок) и прочее.

 

В завершении жених испрошивает благословения у родителей, невесты.

 

После вывода невесты все выстраиваются в свадебный поезд и, с соответствующими сему действу песнями, идут (едут) на Капище. Перед молодыми, охраняемыми дружками жениха (как правило - вооружёнными мечами) и девицами-поневестицами, несут на богато вышитом рушнике свадебный коровай, а за ними несут чаши с хмелем, зерном на златом-серебром (мелкими монетами) - для обсыпания молодых.

 

 

Долгое время «венчание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим вен|чанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков.

 

Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба.

 

Венчание происходит ближе к вечеру.

 

Сам обряд венчания начинается с зачина, на котором молодые предстают перед Волхвом (Жрецом), который поочерёдно вопрошает каждого из них:

«По доброй ли воле тот (та) берёт на себя "Княгиню" [имярек] / выходит замуж за "Князя" [имярек]? Любят ли молодые друг друга? Клянутся ли хранить верность и заботиться друг о друге?»

 

Услышав же положительные ответы, Волхв соединяет руки молодых (шуйцу жениха и десницу невесты, ибо молодая стоит слева от своего суженого-ряженого) и связывает их освещенным рушником.

 

При сём речёт славления Богам. Но, если вдруг оказывается, что кто-то из молодых не имеет славянского имени, то свадьба откладывается до прохождения оным обряда имянаречения. На протяжении всего венчального действа поневестица и дружка держат над головами молодых "княжьи" венцы: золотой - над женихом ("Князем-Солнцем") и серебряный - над невестой ("Белой Княгиней"). Воздеваются сии венцы перед самым началом обряда.

 

После освящения места и положения зачина приносится треба (жертва), коей испрашивается благословление РОДных Богов на заключаемый союз. Треба сия приносится не от родноверческой общины, но лишь от лица молодых, кои накладывают на неё длани определённым образом. Лишь, в случае, когда треба принята, можно приступать к обряду венчания. В случае же, если треба "прахом пошла", следует принести искупительные жертвы и кинуть жребий, вопрошая РОДных Богов о том, что делать далее. Если однозначный ответ получить не удаётся, то следует провести молодых через испытания. Например, молодым предлагают пройти, не расцепив рук, босиком по горячим углям, вытащить из огня уголёк и прочее. Проведение молодых через подобные испытания также необходимо, когда славянин берёт жену из среды инородцев или иноверцев (хотя у всех древних народов и у народов, сохранивших родоплеменные устои и по сей день, это не одобряется). В сих случаях венчания без испрашивания благословления свыше и предварительного испытания - может обернуться тягчайшим оскорблением, брошенным РОДу, и злейшей хулой на РОДных Богов и Предков.

 

Обряд венчания называется так потому, что молодых венчают венцами Сварога и Лады - "Князя" и "Княгини" ("Боярина" и "Боярыни"), величая тако на протяжении всего обряда и следующего за ним свадебного пира. Во время оного обряда приносятся требы и рекутся славления: Роду (ибо во Славу Его, Приплод Дающего, деется всё сие), Сварогу (Ковалю Небесному, Сковывателю Свадеб), Ладе (дабы хранила-оберегала молодых в их будущей семейной жизни, даруя им Лад да Любовь), Велесу (дабы жизнь молодых была богатой и изобильной), да Макоше (сплетающей Нити Судеб, водящей Долю и Недолю).

 

Венчальная рубаха молодой именуется: "калинка", "целошница", "долгостанец" и т.п., являясь символом чистоты невесты, оттого она и белого цвета. Рубаха сия делается цельнокройной, туникообразной и с длинными рукавами, собранными у запястий обшлагами-воланами. Её непременно должны украшать свастичные знаки Солнца (различные вариации Коловратов - по вороту или по плечам) и знаки земного плодородия (всевозможные ромбики - по дололу). Длинные рукава рубахи называются "плакальными" и в распущенном виде могут достигать Земли. На голову молодой одевается венец в виде широкого обруча, непременно с открытым верхом. По окончании обряда девичья причёска (распущенные космы) меняется на женскую: две косы укладываются вокруг головы и убираются под кокошник, повойник, моршень или иной головной убор, обязательно являющийся закрытым.

 

Волхв обводит молодых, чьи руки остаются связанными рушником на протяжении всего последующего действа, трижды вокруг огня, благословляя и обсыпая их хмелем (первое коло, круг), зерном (второе коло) и златом-серебром - мелкими монетами (третий круг). После этого, Волхв принимает из рук потворников братину с питным мёдом, подносит её молодым, дабы те, взяв её свободными руками, принесли свою первую совместную требу Родным Богам, а затем сами испили из неё по глотку священного напитка - РОДу, РОДной Земле и Предкам во славу!

 

Затем, приглашённый кузнец сковывает венцы молодых один в один. Скованные венцы передаются молодым для хранения. Молодые обмениваются поясами, перепоясывая друг друга, либо - обручальными кольцами (обручаются), а затем жених покрывает невесту полой своего плаща - в знак защиты и покровительства. После чего жрецы обводят молодых, держащихся за руки, вокруг РОДового Столба - зримого знака Все-Сущего Все-Держителя РОДа, либо вокруг Священного Древа...

 

После этого все приглашаются проследовать к свадебному столу - на почестен пир. Впереди всех несут свадебный коровай, за ним идут молодые, руки коих по-прежнему остаются связанными рушником. На протяжении всего пути их щедро обсыпают хмелем, зерном и монетами, малой частью коих обсыпаются также и все собравшиеся. Молодые должны дойти до стола, не размыкая рук, как бы ни старались иные разлучить их, дёргая за рукава и всячески стараясь отвлечь друг от друга.

 

Свадебный пир, равно как и всякий честной пир вообще, начинается с пищесвятия (освящения пищи), творимого жрецами, и прославления Предков, коим на сём пире творится особая честь:

 

Волхвицы да Жрицы выносят специально сшитые к сему случаю небольшие матерчатые куколки Деда и Бабы, олицетворяющие Предков, и ставят (сажают) их перед молодыми на стол, творя им малую Божницу. Перед куколками располагается требная миса, в кою добрые люди кладут первый кус от всякого яства - Богам РОДным и Предкам во Славу! Тако же молодым дарится особая сдвоенная куколка - "неразлучники", изображающая самих молодых, крепко держащихся за руки.

 

После пищесвятия и обращения к Предкам пускается по кругу братина с хмельным мёдом, принимая кою, всяк человек, за столом сидящий, речёт славу и поздравления молодым, до коих братина доходит в самую последнюю очередь. Лишь когда братина замкнёт коло (круг), все, кроме молодых, приступают к трапезе, обилие яств на коей предвещает новорождённой семье богатство и достаток в будущем. При сём молодым ставится один прибор на двоих, дабы узы, их соединяющие, были крепче.

 

На почётном месте за свадебным столом всегда сидит деревенский знахарь или колдун. Однако он занимает почётное место не из-за того, что может, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую является потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

 

В это время мать жениха готовит в клети брачное ложе:

  • вначале настилает снопы (числом 21),
  • поверх перину и одеяло,
  • сверху бросает кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки).

 

Возле ложа ставятся кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходит ложе с рябиновой веткой в руке.

 

21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки.

Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку.

Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия.

 

Через некоторое время, в самый разгар праздничного веселья, молодые поднимаются из-за стола и отправляются в свой чертог:

"Тетера на стол прилетела - молода спать захотела". 

"Пора кунью шубу топтать, да друг дружку толкать!

Здоровенько спать! Весёленько встать!"

 

Покой молодых обязуется охранять дружка жениха, вооружённый мечом или топором

 

После  откровенных пожеланий молодожёнам, гости продолжают пир.

 

Лишь взойдя в брачный чертог и оставшись друг с другом на едине, молодые снимают со своих рук повязанный жрецом рушник и освобождаются от соблюдаемого ими до сего времени поста.

 

Представ перед брачным ложем, молодая, в знак покорности мужу, разувает его. Между тем, в один из сапогов жениха заранее кладётся монетка, и если молодая жена первым снимет именно этот сапог, то сие понимается как доброе предзнаменование, обещающее молодым богатую и счастливую совместную жизнь.

 

По утру дружка отправляется спрашивать молодого о его "здоровье". Если оный отвечает, что он в "добром здравии", значит доброе дело, угодное Богам РОДным свершилось - во славу их и самого РОДа - Земного, Небесного и Все-Вышнего!

 

В  наше время, когда люди стали торопливы в делах своих и поспешны в суждениях, стало обычным не дожидаться следующего дня, как в старину, когда всякая свадьба игралась не менее трёх дней, а завершать всё действо в один день. Посему молодым, удалившимся в чертог свой, приходится не мешкать до утра, но через какое-то время возвращаться к столу, дабы вместе с гостями продолжить свадебный пир, который завершается далеко заполночь.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz