СТАРОРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ / ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ
КОЛОДАРЪ: БЕРЕЗЕНЬ - ЦВЕТЕНЬ - ТРАВЕНЬ - КРЕСЕНЬ - ЛИПЕНЬ - ЖНИВЕНЬ |
Помните! В каждой общине, у каждого волхва (жреца) свои методы работы с мирозданием, а потому и обряды могут различаться кардинально от подобных метод других волхвов (жрецов). Это нормально и естественно! |
ВЕШНИЙ ЛАДНИК (ЛЕЛЬНИК, ЛЯЛЬНИК) 22 апреля ____________________________________________________________________
ВЕШНИЙ ЛАДНИК - это русский народный аналог "общепринятого" 8 марта. Общий Женский Праздник, когда мужчины поздравляют всех женщин кому благоволят. Но в этот день женщинам дарят не подарки, как в прочие праздники, а исключительно цветы.
Как Природа готова к "оплодотворению", так и девушки готовятся к замужеству, а потому сегодня женщины "выкликают просо", прощаясь с одними своими подружками, уходящими в селение мужа и встречая других - невест прибывающих в селение: А мы просо сеяли, сеяли
__________________________________________________
Лельником сегодняшний день именуется оттого, что сегодня Праздник дочери Лады – Лели, Богини беременности. Но дабы не путать сей день с вешним Праздником Леля (сыном Лады, который зажигает в сердцах людей огонь Любви) – день именуется ещё как ЛЯЛЬНИК (Девичник).
Леля до настоящего времени, не так популярна в народе именно из-за своего Праздника, ибо во власти этой Богини не только спонтанная любовь, но и негативное отношение к мужскому полу, что наилучшим образом служит характеристикой "Девичника" (обряда, когда женщина может излечиться от бесплодия или от маточной слабости, т.е. предохраниться от "выкидыша").
Отсюда и христианские представления о "шабаше ведьм" и, безусловно, жертвы - со стороны любознательных проповедников новой для тех времён веры, когда попытка мужским полом (иных же проповедников у христиан не было) нарушить Девичник каралась смертью (избиением палками до смерти), ибо любопытство в этот день было признаком порабощения нечистой силой (т.е. извращением). Во всё этом, не было какой-либо "языческой дикости", ибо это есть особенность сакрального обряда для тех женщин, у которых есть проблемы с деторождением.
По народным преданиям Лельник единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу - без обращения к колдунам и прочим "целителям", ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности - Леля. Поэтому, отсутствие мужчин является гарантом дара свыше.
Для женщины, у которой не было "подруг по несчастью", обрядовость заключалась в подъёме "не свет, не заря", дабы успеть к рассвету на лесную поляну, где поднимается вешний пар от утренней росы. Именно этот пар и обладает этой чудодейственной силой - известной с незапамятных времён, росы Лели, которую поднимает луч Ярилы. В язычестве именно Ярило отвечает за детородные функции у мужчина, А Леля - соответственно у женщин.
В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.
В остальном же, Лельник является классическим празднованием Рода и Рожениц - когда мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду славянской богине любви Леле - является дарение цветов. На сей праздник изготовляли "лялемья" и совершали обряд выпекания женской доли. Девушки также ходили в священную рощу.
Лельник называется также и "Красной горкой", поскольку местом действия становится холм, расположенный неподалёку от деревни. Ранее там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На неё сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Лели (Ляли). Её голову украшали венком из первых цветов, а затем водили вокруг неё хороводы и пели венчальные песни.
Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетённые венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки.
Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующих в некоторых других праздниках.
Красная Горка - время разгула славянских свадеб, ибо все спешат совершить их до пахотных работ. Длится Красная Горка до Праздника Земли (10 мая / 20 цветеня).
В весенней обрядности, во время Лельника и других праздников, повсеместно, во всём славянском мире, широко применялись различные магические действия с куриными яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную суть обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи "писанок" уводит нас глубокую древность. Здесь и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.
Яйца, как крашенные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился "з солью, з хлебом, с яйцом белым"; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на "Ярилу Вешнего" (Егорьев День) и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.
"Едить Весна, едить На золотом кони, В зелёном саяни, На сохе седючи, Сыру землю аручи, Правой рукой сеючи".
__________________________________________________
ОБРЯД ОТ БЕСПЛОДИЯ
На росную траву лесной поляны, над которой поднимается тёплый вешний пар, стелится белый холст и "девичник" на нем начинает водить хороводы. Девушка, желающая избавиться от недуга бесплодия, раздевается и встаёт в хоровод на холсте.
Девичник начинает заговорную песню: Ладо-Ладушка, Белбожья Матушка, Семя рода благослови, Силу рода в него вдохни! Как есть у овцы ягнятки, У кобылы жеребятки, У коровы телятки, У кошки котятки, Так и (имя) дай дитятко! Да будет так! Гой!
После того как заговор был произнесён три раза, девушка отрывает от утоптанного полотна лоскут, приходит домой, утирается им и убирает его до беременности.
|
|