СТАРОРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ / ОБРЯДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ
КОЛОДАРЪ: БЕРЕЗЕНЬ - ЦВЕТЕНЬ - ТРАВЕНЬ - КРЕСЕНЬ - ЛИПЕНЬ - ЖНИВЕНЬ |
ТЁМНИК / НАВНИК 26 марта / 8 апреля ____________________________________________________________________
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нём кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!" (Слово о Полку Игореве)
С наступлением весеннего тепла у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.
Когда-то у славян вместо кладбищ были погребальные курганы или святые рощи (дубравы), где они творили тризну (богослужение, поминовение предков), клали там требы и совершали возлияния.
Требы — исконно славянский термин, означающий приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда.
Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
Требы каждому богу соответственно определены: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…».
Иногда, поминая предков, в воду бросают скорлупу освещенного на Капи красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. Считается, что в ночь перед Навьим днем, навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки опасливые люди вновь, как и на Коляду наряжаются в личины, дабы нечисть приняла их за своих и обошла стороной. Ну а ведающие расчитывают на силу оберегов, да на обережную вышивку одежды...
В поминальные дни устраиваются особые трапезы, на которых чествуют усопших родственников и друзей. Часть каш, сыров, хлеба и хмельных напитков в виде треб кидают в разведённые во дворах костры. Получив через требы весточки из мира Яви, к кострам приходят помянутые усопшие и "греются" возле них, выслушивая просьбы живых.
После застолий, на столе оставляют кутью заупокойную (каша пшеничная с изюмом или медом). Сия треба предназначается для её передачи через усопших Богине Карне и Велесу. Для Карны также иногда приносятся треба в виде цветов, особенно - гвоздик.
|