Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

МИР ДУХОВ

 

О ДУХАХ:   АМБАРНИК  -  АНЧУТКА  -  АУКА  -   БАДНЯК  -  БАННИК  -  БЕЛУН  -  БЕРЕНДЕЙ  -  ВОДЯНОЙ  -  ВОСТРУХА  -  ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА  -  КИКИМОРА  КОРОВНИЦА  -  ЛЕШИЙ  -  ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ  -  КУМАХА-ЛИХОРАДКА  -  ПОЛЕВИК  -  РОДОМЫСЛ  -  УД

 

 

ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА

 

– вечно печальные сестры, сопровождающие всякого человека на подступах к потустороннему миру. Во время сражений они обращаются в птиц и летают над полем брани, оповещая, кому быть погибшим.

 

 

Удел сестёр  — горькие слезы над умершими или убитыми, и беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось «жальник».

 

Сестры Желя, Журба и Кручина — вековечные плакальщицы, духи погребального обряда: Журба — воплощение бесконечного терпения и безысходного уныния, Кручина — олицетворение глубокой печали, Желя — беспредельного сострадания.

 

Перед всяким сражением, эти скорбные девы обращаются в птиц и летят вслед за войском, выступившим в поход. Однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Они летают над полем брани и оповещают, кому погибшим быть. А после боя Желя сидит над мертвыми телами, склонив голову, и оплакивает убитых. Ей вторят Журба и Кручина, которые в этот миг как бы воплощают в себе всех тех, кто будет оплакивать героя у него дома.

 

Как и о Чернобоге, славяне боялись много говорить и думать о Желе, Журбе и Кручине,  чтобы не накликать на себя несчастье. Вообще слишком долго выражать свое горе по усопшим считалось опасным для оставшихся в живых. 

 

В поминальные дни, которые посвящены Желе, Журбе и Кручине, устраиваются особые трапезы, на которых чествуют усопших родственников и друзей. Часть каш, сыров, хлеба и хмельных напитков в виде треб кидают в разведённые во дворах костры. Получив через требы весточки из мира Яви, к кострам приходят помянутые усопшие и "греются" возле них, выслушивая просьбы живых.   

 

После застолий, на столе оставляют кутью заупокойную (каша пшеничная с изюмом или медом). Сия треба предназначается для её передачи через усопших Богине Карне и Велесу. Для Карны также иногда приносятся треба в виде цветов, особенно - гвоздик. 

 

_______________________________________

 

ПЛАЧ ВДОВЫ

 

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли!
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
У меня, у вдовушки, четыре кручины,
Четыре кручины да пятое горе,
Да пятое горе — что нет его боле!
Первая кручина — нет ни дров, ни лучины;
Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли;
Третья кручина — молода овдовела;
Четвертая кручина — малых детушек много,
А пятое горе — нет хозяина в доме.
Я посею горе во чистом поле,
Ты взойди, мое горе, черной чернобылью,
Черной чернобылью, горькою полынью.

 

_______________________________________

 

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

Не воскреснуть Игоря дружине,
Не подняться после лютой сечи!
И явилась Карна, и в кручине
Смертный вопль исторгла, и далече
Заметалась Желя по дорогам,
Потрясая искрометным рогом.
И от края, братья, и до края
Пали жены русские, рыдая:
Уж не видеть милых лад нам боле!
Кто разбудит их на ратном поле?
Их теперь нам мыслию не смыслить,
Их теперь нам думою не сдумать,
И не жить нам в тереме богатом,
Не звенеть нам серебром да златом!»

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz