Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

МИР ДУХОВ

 

О ДУХАХ:   АМБАРНИК  -  АНЧУТКА  -  АУКА  -   БАДНЯК  -  БАННИК  -  БЕЛУН  -  БЕРЕНДЕЙ  -  ВОДЯНОЙ  -  ВОСТРУХА  -  ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА

КИКИМОРА  КОРОВНИЦА  -  ЛЕШИЙ  -  ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ  -  КУМАХА-ЛИХОРАДКА  -  ПОЛЕВИК  -  РОДОМЫСЛ  -  УД

 

 

АМБАРНИК

 

- Амбарный, Анбарный - дух амбара, его «хозяин», собрат Домового.

 

Вообще, представления об амбарнике были довольно расплывчаты, а сведения о нем - немногочисленны и отрывочны, вероятно, потому, что образ амбарника у крестьян перекрывался образом домового или дворового - существа, отвечающего за все хозяйство в целом.

 

В некоторых губерниях России девушки, отправляясь к амбару во время святочных гаданий, слушали как ведут себя его сверхъестественные обитатели. Встав возле амбара, они приговаривали: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!" Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, её ждало замужество за бедняком.

 

В единственной известной пока быличке о святочных гаданиях, где сверхъестественный обитатель амбара прямо назван амбарником, он предстаёт существом чрезвычайно опасным: «Девки побежали к анбару в Святки (гадать), очертились, как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошёл, запёрся, а девки прибёжли к анбару под замок и слышат, там кто-то приговаривает: "Лучку мну, в корзнику кладу. Ножки мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу". Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило. Отдельно ножки, ручки, головка, всё, как девки слышали. Захотел попугать, самого скрутило» (Архангельская область) (Черепанова, 1996 год).

 

Нередко в роли вопрошаемого о будущем амбарника выступает оживотворяемое содержимое амбара: если под Рождество приложить ухо к замку амбара - услышишь, как говорят между собою рыбы, лежащие там (колымчане хранят в амбарах улов). "От них услышишь всю судьбу" (Колымская область) (Шкловский, 1892 год). Гадая под Новый год, девки кричат у амбара: "Туша, покажи уши!" После чего, резво выскочив из амбара, за ними гоняется поросячья тушка (Петербургская область).

 

Жители Новгородчины ходили "слушать судьбу" к убитому борову, повешенному "в замкнутом нежилом помещении": «Одна старуха рассказала про себя такой случай: "Сидели, говорит, мы на посидке, и вздумалось нам идти погадать к убитому борову, который висел в амбаре. Пришли к амбару, очертили круг и стали в него. Я первая спросила: "Боров, скажи мою судьбу!" - Боров ответил: "Скажу, только угадайте, сколько горошин в мерке". Услышав голос, мы в ужасе бросились бежать домой. Бежим и слышим, что за нами кто-то гонится. Оглянулись - какая-то фигура, вся в белом, бежит за нами. Мы в избу и сказали старухе. Та сейчас же одела нам на головы горшки. К нашему ужасу, большая белая фигура схватила нас за головы, сорвала с голов горшки, разбила из вдребезги о стену и тут же с хохотом провалилась сквозь землю. Если бы мы не одели горшки, то лишились бы своих буйных головушек. Случилось же оттого, что мы, когда услышали в амбаре голос, не зааминили, а сразу убежали"»

 

В сходном рассказе легкомысленно не придерживающиеся всех правил гадания девушки также спасаются от "поросёнка-преследователя" лишь с помощью "знающей" старушки (Мурманская область). Подобный сюжет, отражающий веру в пророческие способности амбарных обитателей (не именуемых, правда, амбарниками) был, по-видимому, популярен среди крестьян севера и северо-запада России.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz