МИР ДУХОВ
О ДУХАХ: АМБАРНИК - АНЧУТКА - АУКА - БАДНЯК - БАННИК - БЕЛУН - БЕРЕНДЕЙ - ВОДЯНОЙ - ВОСТРУХА - ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА - КИКИМОРА - КОРОВИЦА - ЛЕШИЙ - ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ - КУМАХА-ЛИХОРАДКА - ПОЛЕВИК - РОДОМЫСЛ - УД |
КОРОВИЦА (КОРОВНИЦА)
Пытаясь оберечься от беды, деревенские женщины совершают по осени древний таинственный обряд опахивания деревни, призывая Коровью Смерть выйти из села, т.к. в селе ходит Велес.
Кроме опахивания селения, для борьбы с Коровьей Смертью русские крестьяне использовали и следующие обряды: умерщвление коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажигание “живого”, т.е. добытого трением, огня, перегон скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканье “обыденного”, т.е. вытканного в один день, холста.
Когда в Курской и Орловской губ. при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губ. для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принималась за Коровью Смерть, ее взваливали на поленницу и сжигали живьем. _____________________________________
Ехал с мельницы мужик поздней вечерней порою. Плетется обочь дороги старуха и просит: — Подвези, милок, до деревни. — А ты кто, бабушка? — Лечейка, родимый, коров лечу. — Да где ж ты лечила? — Была в деревне Истоминой, да вот беда — все коровы там переколели. Мужику бы погнать ее, а он глуповат был — посадил на воз и двинулся дальше. Приблизившись к околице, оборачивается к старухе: — Тебя к которому дому доставить? — А на возу уже и нет никого, только вдали черная собака промелькнула. Поехал мужик к себе домой, а наутро узнал, что за ночь в деревне пало уже три коровы, а остальные захворали. Не лечейку он привез, а саму Коровью Смерть!
|