МИР ДУХОВ
О ДУХАХ: АМБАРНИК - АНЧУТКА - АУКА - БАДНЯК - БАННИК - БЕЛУН - БЕРЕНДЕЙ - ВОДЯНОЙ - ВОСТРУХА - ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА - КИКИМОРА - КОРОВНИЦА - ЛЕШИЙ - ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ - КУМАХА-ЛИХОРАДКА - ПОЛЕВИК - РОДОМЫСЛ - УД |
БАДНЯК (Бодник)
Бадняк кладут на костровище торжественно, ибо он представляет собой старый год со всеми его проблемами и несчастьями, который сжигают, освобождая почву для года нового, с его надеждами и новыми начинаниями.
Вначале Бадняк «кормят». В одних общинах для этого у Бадняка вырубают символический рот, а в других просто в разведенное пламя бросают деньги, сыплют хлебные зерна, муку и соль, льют вино и масло. Затем укладываю Бадняка в костёр и когда он разгорится – бьют его кочергой (или палкой), высекая из обугленного полена искры, приговаривая при этом: «Сколько искр, столько бы нам коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи»!
Полное сожжение Бадняка означает поражение зла огнем и начало новой жизни.
Чаще всего обряды Бадняка носят узкосемейный характер, но в некоторых общинах его проводят всем селением.
Бадняк День отмечается 24 декабря (часто сочетается с празднованием Коляды).
Имя Бадняк этимологически родственно русским словам бдение, будний, что неудивительно, ведь все ритуалы, связанные с ним, проводятся ночью в канун Коляды-Солнцеворота (корень этих русских слов обозначал прежде канун праздника, бодрствование).
По мнению В. Н. Топорова, согласно этимологическим исследованиям, Бадняк связан с образом Змея у корней Мирового Древа — ср. древнеиндийского змея Ахи Будхнья и греческого Пифона. «Сожжение Бадняка в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнём змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и тому подобное». В данном случае Топоров и поддерживающий его Вяч. Вс. Иванов сопоставляют сжигание Бадняка с ритуалами Нового года в ближневосточных традициях, где присутствовал образ Змея, символизирующего хаос и сжигаемого, что говорит о победе космического порядка. В связи с этим отвергается традиционная трактовка этимологии и самого имени Бадняка, и связывавшегося с ним будний. Происхождения данных слов объясняется через индоевропейский корень *budhn со значением «дно, нижняя часть, корень».
Обряд сожжение Бадняка был настолько силён у славян, что христианская Церковь была вынуждена приурочить его (вписать) к Рождеству Христову. И до сих пор набожные христиане в деревнях, верные заветам старины, стараются не спать на Рождественскую ночь; сидя возле очага, они заботливо наблюдают, чтобы как-нибудь не погасло священное пламя. Пепел, остающийся от бадняка, частию употребляют на лечение домашней скотины, а частию рассыпают по нивам, пастбищам и виноградникам — с твёрдым убеждением, что это способствует хорошему урожаю; ту часть бадняка, которая не успевает сгореть ко дню Крещения, зарывают в землю — посреди виноградника или хранят в дому до следующего Рождественского сочельника и тогда разводят ею «новый огонь».
|