Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

МИР ДУХОВ

 

О ДУХАХ:   АМБАРНИК  -  АНЧУТКА  -  АУКА  -   БАДНЯК  -  БАННИК  -  БЕЛУН  -  БЕРЕНДЕЙ  -  ВОДЯНОЙ  -  ВОСТРУХА  -  ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА  -  КИКИМОРА  КОРОВНИЦА  -  ЛЕШИЙ  -  ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ  -  КУМАХА-ЛИХОРАДКА  -  ПОЛЕВИК  -  РОДОМЫСЛ  -  УД

 

 

БАДНЯК (Бодник)

 

– дух  завершающегося солнечного коло (уходящего года), воплощённый в бревне или в полене-чурбане, олицетворение вредоносного начала. 

 

Согласно традиции, Бадняка торжественно вырубают в лесу. Иногда ему придают некоторые антропоморфные черты (например, бороду). приносят в дом, при этом уважительно обращаясь к нему «Свети бадняче». После того как каждый из присутствующих прикоснется к Бадняку и нашепчет на него всё то от чего хочет избавиться - Бадняка выносят во двор.

 

Бадняк кладут на костровище торжественно, ибо он представляет собой старый год со всеми его проблемами и несчастьями, который сжигают, освобождая почву для года нового, с его надеждами и новыми начинаниями.

 

Вначале Бадняк «кормят». В одних общинах для этого у Бадняка вырубают символический рот, а в других просто в разведенное пламя бросают деньги, сыплют хлебные зерна, муку и соль, льют вино и масло. Затем укладываю Бадняка в костёр и когда он разгорится – бьют его кочергой (или палкой), высекая из обугленного полена искры, приговаривая при этом: «Сколько искр, столько бы нам коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи»!

 

Полное сожжение Бадняка означает поражение зла огнем и начало новой жизни.

 

Чаще всего обряды Бадняка носят узкосемейный характер, но в некоторых общинах его проводят всем селением.

 

Бадняк День отмечается 24 декабря (часто сочетается с празднованием Коляды).

 

Имя Бадняк этимологически родственно русским словам бдение, будний, что неудивительно, ведь все ритуалы, связанные с ним, проводятся ночью в канун Коляды-Солнцеворота (корень этих русских слов обозначал прежде канун праздника, бодрствование).

 

По мнению В. Н. Топорова, согласно этимологическим исследованиям, Бадняк связан с образом Змея у корней Мирового Древа — ср. древнеиндийского змея Ахи Будхнья и греческого Пифона. «Сожжение Бадняка в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнём змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и тому подобное». В данном случае Топоров и поддерживающий его Вяч. Вс. Иванов сопоставляют сжигание Бадняка с ритуалами Нового года в ближневосточных традициях, где присутствовал образ Змея, символизирующего хаос и сжигаемого, что говорит о победе космического порядка. В связи с этим отвергается традиционная трактовка этимологии и самого имени Бадняка, и связывавшегося с ним будний. Происхождения данных слов объясняется через индоевропейский корень *budhn со значением «дно, нижняя часть, корень».

 

Обряд сожжение Бадняка был настолько силён у славян, что христианская Церковь была вынуждена приурочить его (вписать) к Рождеству Христову. И до сих пор набожные христиане в деревнях, верные заветам старины, стараются не спать на Рождественскую ночь; сидя возле очага, они заботливо наблюдают, чтобы как-нибудь не погасло священное пламя. Пепел, остающийся от бадняка, частию употребляют на лечение домашней скотины, а частию рассыпают по нивам, пастбищам и виноградникам — с твёрдым убеждением, что это способствует хорошему урожаю; ту часть бадняка, которая не успевает сгореть ко дню Крещения, зарывают в землю — посреди виноградника или хранят в дому до следующего Рождественского сочельника и тогда разводят ею «новый огонь».

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz