Родноверы Ногинска
  НОГИНСКАЯ  РУССКАЯ  ОБЩИНА  "РОД"

 НОВАЯ СТЕЗЯ РОДА РУСОВ

МИР ДУХОВ

 

О ДУХАХ:   АМБАРНИК  -  АНЧУТКА  -  АУКА  -   БАДНЯК  -  БАННИК  -  БЕЛУН  -  БЕРЕНДЕЙ  -  ВОДЯНОЙ  -  ВОСТРУХА  -  ЖЕЛЯ, ЖУРБА, КРУЧИНА

КИКИМОРА  КОРОВНИЦА  -  ЛЕШИЙ  -  ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ  -  КУМАХА-ЛИХОРАДКА  -  ПОЛЕВИК  -  РОДОМЫСЛ  -  УД

 

 

ДОМОВОЙ

 

- Хозяин, Суседко, Доможил, Доброжил, Доброхот – весёлый дух дома, хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он любит домашний труд, бережлив и расчётлив. Очень охоч до нюхательного табаку и всяким мелким подаркам (разноцветным лоскуткам, корочкам хлеба, остаткам каш и т.д.).

 

Домовой  живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные.  Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не  будет житья. 

Домовой очень не любит пьяниц и простоволосых женщин и может от этого даже уйти из дома: по его убеждениям, каждый мужчина должен быть примерным хозяином, а каждая замужняя женщина обязана носить платок.

 

Особым расположением Домового пользуются куры, за которыми он любит присматривать.

 

Супруга Домового – Домаха, Домовиха, которая во всем помогает своему супругу, но особо следит за бабьим делом: приготовлением пищи и рукоделием. Детишки Домового – Домани, играя с хозяевами, часто прячут ножи и вилки, а также колотят посуду и рвут пряжу.

 

Домовой обычно устраивается жить в подполье, под печью. Нашим предкам он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

 

Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куриного бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!». Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

 

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного, совместно с духом дерева и вложенного в строительство духа человека, собственно и возникал Домовой.

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz